Как СМИ и судебный PR могут помочь выиграть суд
Litigation PR
Александр Мельников,
бывший судья Дорогомиловского суда Москвы
«Когда знаешь, что дело имеет общественный резонанс, то как-то мобилизируешься и стараешься сделать лучше и правильнее, чем сделал бы без общественного резонанса. У нас про многие дела никто и не знал бы, если бы не общественное мнение».
Вместо предисловия
Какие задачи решает
судебный PR
Привлечение внимания общественности и СМИ может существенным образом повлиять на исход судебного процесса
  • Помогает обеспечить состязательность судебного процесса через привлечение внимания СМИ
  • Создает информационный фон, который поможет выиграть суд или вынудить оппонентов сесть за стол переговоров
  • Помогает защититься от судебных и следственных ошибок и злоупотреблений
  • Помогает привлечь внимание центрального аппарата федеральных ведомств к ошибкам и злоупотреблениям региональных территориальных подразделений (МВД, СК, Прокуратура, ФНС)
  • Помогает привлечь внимание центрального офиса компании-оппонента к ошибкам или злоупотреблениям регионального офиса / региональных адвокатов
  • Помогает привлечь внимание федеральных органов и общественных организаций (ФАС, СК, омбудсмены, ОП, ОНФ) к злоупотреблениям или ошибкам суда и следствия
Какие методы используются
в судебном PR
Работа СМИ с судом
  • Присутствие съемочных групп/СМИ на судебном заседании; видео- и аудиозапись заседания / вынесения приговора
  • Официальные письменные запросы от СМИ (на бланках редакций) в суд — аккредитация на заседания, вопросы по существу дела
  • Звонки от журналистов в суд с вопросами по существу дела; по деталям заседаний
  • Онлайн-трансляции с заседаний суда на сайтах СМИ; публикация на сайтах СМИ фрагментов аудио- и видеозаписей заседаний суда
Трансляция тезисов в СМИ через экспертов

Агентство сотрудничает с широким пулом экспертов разной специализации и взглядов: экономисты, общественные деятели, юристы и т. д.
Формат взаимодействия:

  • Экспертный комментарий, статья (подписант)
  • Подготовка материала экспертом
  • Выступление с позицией на мероприятии и/или в эфире
  • Выступление экспертов на круглых столах / на конференциях
Исследования общественного мнения и социологические опросы
  • Проводится известным экспертным общественным институтом или по его заказу
  • Необходимые выводы из исследования транслируются в СМИ
  • Результаты усиливаются соответствующими экспертными оценками и комментариями
Трансляция тезисов в СМИ через чиновников
  • Организация запросов от журналистов СМИ к различным экспертам и федеральным чиновникам с дальнейшей трансляцией полученного мнения
  • Подбор списка федеральных чиновников и экспертов, которые смогут потенциально озвучить необходимую позицию /поддержать
  • Формулирование правильных вопросов для получения необходимых ответов
  • Организация запросов от журналиста федеральных СМИ (по телефону или на мероприятии)
  • Трансляция/посев полученного нужного мнения в различные федеральные СМИ
Открытые письма к федеральным чиновникам
  • Получатели: В. Путин, Д. Медведев, В. Володин, А. Бастрыкин, Ю. Чайка, В. Колокольцев, Б. Титов и др.
  • Отправители: трудовой коллектив, общественное объединение пострадавших граждан и т. п.
  • Механика: подготовка, отправка и освещение в СМИ
Работа с органами власти
  • Депутатские запросы и запросы членов Совета Федерации в ведомства и к федеральным чиновникам с требованием обратить внимание на ситуацию
  • Круглые столы в Общественной палате, Государственной Думе, Совете Федерации и др.
Публикации в СМИ
  • Статьи и интервью в ведущих федеральных СМИ (Коммерсантъ, РБК, Российская газета, Московский Комсомолец, Коммерсантъ FM, Лента.ру, Gazeta.ru и др.)
  • Спецпроекты и инфографика об истории и перспективах кейса на ведущих правовых порталах (Право.ру, РАПСИ и др.)
  • Сюжеты на федеральном и городском телевидении (РЕН ТВ, Россия-24, НТВ, РБК-ТВ и др.)
Публикации в новых медиа
  • «Посев» на массовых интернет-ресурсах для формирования информационных сюжетов в выдаче Яндекса/Google
  • Посты в новых медиа — Telegram-каналы (ОПЕР Слил, 338, Компромат Group, Футляр для виолончели и др.)
Корректировка поисковой выдачи Яндекса
  • Формирование необходимой картины на первой странице поисковой выдачи Яндекса по требуемым запросам (ФИО участника процесса, название компании и т. п.)
  • Можно без публикации новых материалов, используя только уже опубликованное
  • Ненужные ссылки вытесняются ниже второй-третьей страницы Яндекса
  • Срок: 3−6 месяцев
Показ публикаций нужной аудитории онлайн
  • По конкретной географической локации (любая точка на карте — радиус от 1 км)
  • По поведенческим/социальным характеристикам (работа, социальный статус, место жительства)
  • По телефонной/email базе контактов (например, журналистов или сотрудников определенной компании)
каких результатов можно добиться с помощью судебного PR
  • Прекращение уголовного преследования обвиняемых, закрытие уголовных дел
  • Оправдание обвиняемых, отмена обвинительных приговоров
  • Смягчение меры пресечения обвиняемого, перевод под домашний арест / подписку о невыезде
  • Снятие ареста со счетов и имущества обвиняемых
  • Инициирование процессуальных проверок законности оперативных и следственных действий
  • Изменение законов и подзаконных актов
Сроки и ориентировочный бюджет
  • Срок кампании — от одной недели (разовая работа) до нескольких месяцев/лет (полномасштабная антикризисная кампания)
  • Гибкий подход к формированию бюджета в зависимости от сложности и продолжительности работ
  • Для разработки предложения с планом-графиком работ, сроками и точным бюджетом необходима личная встреча