Как СМИ и судебный PR могут помочь выиграть суд
Litigation PR
Александр Мельников,
бывший судья Дорогомиловского суда Москвы
«Когда знаешь, что дело имеет общественный резонанс, то как-то мобилизируешься и стараешься сделать лучше и правильнее, чем сделал бы без общественного резонанса. У нас про многие дела никто и не знал бы, если бы не общественное мнение».
Вместо предисловия
Какие задачи решает
судебный PR
Привлечение внимания общественности и СМИ может существенным образом повлиять на исход судебного процесса
Помогает обеспечить состязательность судебного процесса через привлечение внимания СМИ
Создает информационный фон, который поможет выиграть суд или вынудить оппонентов сесть за стол переговоров
Помогает защититься от судебных и следственных ошибок и злоупотреблений
Помогает привлечь внимание центрального аппарата федеральных ведомств к ошибкам и злоупотреблениям региональных территориальных подразделений (МВД, СК, Прокуратура, ФНС)
Помогает привлечь внимание центрального офиса компании-оппонента к ошибкам или злоупотреблениям регионального офиса / региональных адвокатов
Помогает привлечь внимание федеральных органов и общественных организаций (ФАС, СК, омбудсмены, ОП, ОНФ) к злоупотреблениям или ошибкам суда и следствия
Какие методы используются
в судебном PR
Работа СМИ с судом
  • Присутствие съемочных групп/СМИ на судебном заседании; видео- и аудиозапись заседания / вынесения приговора
  • Официальные письменные запросы от СМИ (на бланках редакций) в суд — аккредитация на заседания, вопросы по существу дела
  • Звонки от журналистов в суд с вопросами по существу дела; по деталям заседаний
  • Онлайн-трансляции с заседаний суда на сайтах СМИ; публикация на сайтах СМИ фрагментов аудио- и видеозаписей заседаний суда
Трансляция тезисов в СМИ через экспертов

Агентство сотрудничает с широким пулом экспертов разной специализации и взглядов: экономисты, общественные деятели, юристы и т. д.
Формат взаимодействия:

  • Экспертный комментарий, статья (подписант)
  • Подготовка материала экспертом
  • Выступление с позицией на мероприятии и/или в эфире
  • Выступление экспертов на круглых столах / на конференциях
Исследования общественного мнения и социологические опросы
  • Проводится известным экспертным общественным институтом или по его заказу
  • Необходимые выводы из исследования транслируются в СМИ
  • Результаты усиливаются соответствующими экспертными оценками и комментариями
Трансляция тезисов в СМИ через чиновников
  • Организация запросов от журналистов СМИ к различным экспертам и федеральным чиновникам с дальнейшей трансляцией полученного мнения
  • Подбор списка федеральных чиновников и экспертов, которые смогут потенциально озвучить необходимую позицию /поддержать
  • Формулирование правильных вопросов для получения необходимых ответов
  • Организация запросов от журналиста федеральных СМИ (по телефону или на мероприятии)
  • Трансляция/посев полученного нужного мнения в различные федеральные СМИ
Открытые письма к федеральным чиновникам
  • Получатели: В. Путин, Д. Медведев, В. Володин, А. Бастрыкин, Ю. Чайка, В. Колокольцев, Б. Титов и др.
  • Отправители: трудовой коллектив, общественное объединение пострадавших граждан и т. п.
  • Механика: подготовка, отправка и освещение в СМИ
Работа с органами власти
  • Депутатские запросы и запросы членов Совета Федерации в ведомства и к федеральным чиновникам с требованием обратить внимание на ситуацию
  • Круглые столы в Общественной палате, Государственной Думе, Совете Федерации и др.
Публикации в СМИ
  • Статьи и интервью в ведущих федеральных СМИ (Коммерсантъ, РБК, Российская газета, Московский Комсомолец, Коммерсантъ FM, Лента.ру, Gazeta.ru и др.)
  • Спецпроекты и инфографика об истории и перспективах кейса на ведущих правовых порталах (Право.ру, РАПСИ и др.)
  • Сюжеты на федеральном и городском телевидении (РЕН ТВ, Россия-24, НТВ, РБК-ТВ и др.)
Публикации в новых медиа
  • «Посев» на массовых интернет-ресурсах для формирования информационных сюжетов в выдаче Яндекса/Google
  • Посты в новых медиа — Telegram-каналы (ОПЕР Слил, 338, Компромат Group, Футляр для виолончели и др.)
Корректировка поисковой выдачи Яндекса
  • Формирование необходимой картины на первой странице поисковой выдачи Яндекса по требуемым запросам (ФИО участника процесса, название компании и т. п.)
  • Можно без публикации новых материалов, используя только уже опубликованное
  • Ненужные ссылки вытесняются ниже второй-третьей страницы Яндекса
  • Срок: 3−6 месяцев
Показ публикаций нужной аудитории онлайн
  • По конкретной географической локации (любая точка на карте — радиус от 1 км)
  • По поведенческим/социальным характеристикам (работа, социальный статус, место жительства)
  • По телефонной/email базе контактов (например, журналистов или сотрудников определенной компании)
каких результатов можно добиться с помощью судебного PR
  • Прекращение уголовного преследования обвиняемых, закрытие уголовных дел
  • Оправдание обвиняемых, отмена обвинительных приговоров
  • Смягчение меры пресечения обвиняемого, перевод под домашний арест / подписку о невыезде
  • Снятие ареста со счетов и имущества обвиняемых
  • Инициирование процессуальных проверок законности оперативных и следственных действий
  • Изменение законов и подзаконных актов
Сроки и ориентировочный бюджет
  • Срок кампании — от одной недели (разовая работа) до нескольких месяцев/лет (полномасштабная антикризисная кампания)
  • Гибкий подход к формированию бюджета в зависимости от сложности и продолжительности работ
  • Для разработки предложения с планом-графиком работ, сроками и точным бюджетом необходима личная встреча